mycoast (mycoast) wrote,
mycoast
mycoast

Пассажиры перекрыли ванинскую «артерию»

1-2

Единственная однопутная железная дорога в Ванино была блокирована
отчаявшимися пассажирами, которые 4-й день не могут выехать на Сахалин.
На вокзале в Ванино, по разным данным,  скопилось от 400 до 600
транзитных пассажиров, ожидающих паромов.



На линии Ванино – Холмск сейчас ходят два пассажирских дизель-электрохода – «Сахалин-8»  и  «Сахалин-9», но они не справляются с людским потоком, хлынувшим в июне с материка на остров. Бригады едут на путину со всей страны, каждый день в Ванино поездом и автобусами прибывают более ста человек. 

Известно, что в период путИны пассажиропоток всегда увеличивается, но в этот раз сбой в своевременной перевозке возник еще и потому, что весной с линии был снят паром «Сахалин-7». В итоге, мест на  оставшихся двух паромах на всех не хватает,  несмотря на сделанные ранее заявки и бронь. Например, у пассажиров, перекрывших дорогу, бронь была на 30 июня, но до сих пор они так и не смогли уехать.

У многих закончились деньги, нечем платить за пользование туалетом (одно посещение - 15 руб), не на что купить кипяток (стакан – 5 руб, чайник – 40 руб) и зарядить телефон (67 руб.), не говоря уже о том, чтобы принять душ (110 руб)  - на вокзале все эти услуги платные.  Нечего есть, негде помыться, надоело просить, унижаясь, чтобы бесплатно пустили в туалет…

После того, как стало понятно, что 3 июля на очередной отходящий паром они вновь не попадают,  терпению группы из Уссурийска, томящейся в ожидании с 30 июня,  пришел конец – люди легли на рельсы…  

К месту инцидента тут же были стянуты дополнительные силы  транспортной полиции (обычно по перрону прохаживается 2- 3 сотрудника). А на перроне в это время собиралось всё больше и больше пассажиров. 

2

Я на вокзал приехала после телефонного звонка в редакцию (примерно в 18.00)  одной из пассажирок. Люди  с возмущением стали рассказывать, под запись на диктофон, о том, что уже начали продавать свои вещи, чтобы купить продукты питания и хоть как-то продержаться до отъезда. К сожалению, местные жители не прониклись трудной ситуацией приезжих и в результате, сотовые телефоны, за которые некоторые из транзитников надеялись выручить хотя бы по полторы тысячи рублей, удалось продать лишь по пятьсот. В продажу пошло всё, что могли продать.

Например, Григорий  Меркулов свои новые, прямо в коробке,  ботинки за 3 тысячи рублей  смог продать лишь за 300, а костюм и рубашку у него вообще никто не взял.  Зато 10 килограммов прекрасных абрикосов, которые один из пассажиров вез на Сахалин из Ташкента в качестве гостинца, ванинцы моментально разобрали по 100 рублей за килограмм.

Но были и другие, заслуживающие внимания случаи –  ванинцы делились с попавшими в трудную ситуацию пассажирами продуктами питания бесплатно.
Вячеслав Моисеенко: «На местном рынке, люди, узнав, сколько мы сидим на вокзале, угостили нас – кто-то дал яиц, кто-то пару помидоров… Мы разделили продукты между собой поровну, чтобы хоть что-то поесть.  В Ванино наша группа приехала 30 июня в 9 часов утра. Мы едем работать на завод.  У нас забронированы места на паром,  мы должны были в этот же день выехать на Сахалин, но сегодня уже 3 июля, а мы до сих пор на вокзале в Ванино. Уже не на что купить кипяток, а бесплатного здесь нет. Нет денег, чтобы принять душ, помыться.  Помимо этого, утром в зал ожидания зашла сотрудница вокзала и объявила, что начался рабочий день, всем надо подняться. А то, что мы по очереди спим – одни днем, другие ночью, так как мест на всех не хватает, никого не волнует. После всех этих мытарств решили отказаться от работы на Сахалине и вернуться домой, но нет возможности позвонить, нет денег. Правительство у нас может и хорошее, и страна демократичная, но живем мы вот здесь на рельсах. Почему то впереди нас уехали те, кто прибыл в Ванино 1 июля, а мы сидим до сих пор?! Знали бы, что здесь такое, не поехали бы. Из нас вытянули все деньги. Где это видано, чтобы набрать воды просто попить, нужно заплатить 15 рублей, потому что вода только в туалете, а вход в него платный. Кипятка бесплатно не взять… Мы без продуктов.  Лично я лег на рельсы, потому что я просто хочу есть и хочу за трое суток хоть раз нормально поспать. Меня устраивает наше правительство, я хожу на выборы, я не бич, у меня нормальная трудовая, я работаю, у меня есть профессия, но мне сейчас просто элементарно нечего кушать, я полностью издержался. Четвертые сутки немытый, уже тапочки приросли к ногам. Ладно, я мужик, а как женщинам приходится… Понятно, всякое бывает, технические какие-то вопросы надо решать с паромами, но дайте нам помыться и возможность где-то спать.  Мы не просим люксов, просто человеческие условия…»

Иван Логачев: - Я из Уссурийска, едем группой в Поронайск на путину. Нам утром в кассе сказали, что наша группа сегодня стопроцентно уезжает. Я встал возле кассы, но меня оттуда выгнали и сказали, что нечего здесь стоять, вас позовут.  Этого так и не произошло. Уже вечер, подошедший паром был загружен другими, а нам теперь говорят, может быть, завтра уедем, может быть, послезавтра. Ни позвонить не можем, ни поспать, ни поесть нормально…  Со своим чайником приходим, чтобы вскипятить воду – 40 рублей надо платить. Родные нас потеряли, потому что связи с нами нет…
-Чье внимание вам сегодня удалось привлечь?
-Только полиции.
- С вами обращаются вежливо?
-Не особо вежливо с нами обращаются.
-В адрес транспортной полиции есть замечания?
-Их мы не знаем никого, но некоторые личности с нами обращались не вежливо.
-А в чем это выразилось?
-Обращались некорректно. Это выражалось в «тыкании» во время разговоров. Одну из женщин толкали прямо взашей через  весь зал…
-Вы интересовались, сколько на вокзале скопилось людей?
-В кассе нам сказали, что всего порядка шестисот человек. Только за 30 июня – порядка 240 человек.

К разговору на перроне присоединился заместитель начальника Ванинской транспортной полиции, подполковник  Алексей Иванович Ларин. На вопрос, может ли он чем-то помочь людям, очень вежливо ответил:
- Мы позвонили в администрацию Ванинского района, чтобы организовали сюда выезд МЧС для возможной подачи бесплатной воды. Это первоначально, что можно сделать на данном этапе. Про вопрос с питанием ничего не могу сказать.
- Как давно был сделан звонок?
-Как только это всё произошло… Минут 20 назад.
Пассажиры: - Так это длится уже с 30-го числа!!!
-Если бы руководители обратились в полицию раньше…
Пассажиры (хором): - Да обращались мы… Нам отвечали сотрудники, патрулирующие здесь территорию, жалуйтесь, пишите, скидывайте в Интернет, обращайтесь в суд…
…Ну а в последующие полчаса события на вокзале стали развиваться просто стремительно!

3

С пассажирами иду в зал ожидания. Здесь повсюду на полу вещи, лежанки, стоит тяжелый, спертый воздух.  Перед входом в туалет перепалка между сотрудницей и пассажирами – люди упрекают, что им не дают чеки ни за вход в туалет, ни за зарядку телефонов.  Тут же висит табличка с постоянно действующими расценками… 
В это время к нам подходит дежурный помощник начальника вокзала Татьяна Алексеевна Гишина  и говорит, что только что, начальник вокзала получил от руководства дороги разрешение, чтобы пассажиров, ожидающих паром, пускали в платный туалет бесплатно и разрешили им заряжать телефоны тоже бесплатно. 

Сообщение вызывает у людей и бурю восторга, и бурю негодования – неужели этого нельзя было сделать раньше???

Идем в кабинет начальника вокзала. Здесь уже собрались представитель Сахалинского морского пароходства, Ванинский транспортный прокурор и три сотрудника администрации Ванинского района. Принимают решение подогнать к вокзалу водовозку, чтобы у людей бесперебойно была питьевая вода.
Представитель пароходства, на мой вопрос - какие меры принимаются, чтобы  быстрее отправлять пассажиров, ответил, что в настоящий момент решается вопрос  о снабжении паромов дополнительными  спассредствами еще на 50 мест. В итоге, если удастся решить его положительно, «Сахалин-8», который подойдет в Ванино к обеду 4 июля, уже сможет взять не 120 пассажиров, а 170…

Узнав, что на вокзале репортер, люди подходят и подходят, все жалобы записываю на диктофон…
Уехала с вокзала в девятом часу вечера, чтобы обработать информацию и отправить в адрес губернатора Хабаровского края, в СМИ. Пообещала пассажирам приехать утром, чтобы узнать, как начался для них очередной день ожидания и неизвестности...

4 июля. Там, где «все остальные ещё никто…»
На вокзал приехала в начале десятого утра.  В первую очередь передала тем, кто сидит с 30-го июня, продукты питания – привезла от редакции, собрали, сколько смогли и что смогли. Увидев уже знакомого им репортера, люди подходят, здороваются, тут же, без вопросов начинают рассказывать о своём. 

В зале ожидания звучит объявление по радио, что к зданию вокзала подошла водовозка. Люди идут за водой, кто с маленькими пластиковыми бутылочками, кто с бутылками побольше – понятное дело, в дорогу никто с собой вёдра и канистры не брал, так что набирают, во что придется.
Пока фотографирую, ко мне подходит группа из Красноярского края. Ждут парома уже  4 дня, спят на полу, сильно простыли. С учетом того, что едут издалека, в пути они уже 8 суток – 4 в поезде, 4 на вокзале:
«Мы истратились полностью.  Такого бардака с отправкой пассажиров, как в Ванино, еще не встречали. Здесь довели до того, что люди легли на рельсы. Это поступок отчаяния – парни так и говорили, нас хоть в милицию заберут,  мы  там выспимся, поедим и в туалет сходим бесплатно. Ведь некоторые группы еще до этого инцидента ходили к начальнику вокзала насчет туалета, но им ответили, что это не проблемы железной дороги.  А когда вы стали с диктофоном пассажирам вопросы задавать, тут же всё было решено в считанные минуты. Значит,  эти вопросы можно было решить раньше, только все оставались равнодушными».

В 10.00 в одном из помещений транспортной полиции на вокзале собрали руководителей групп, чтобы выслушать пожелания и жалобы. Иду вместе со всеми.
Собралось около тридцати человек. На вопросы отвечали: начальник ж/д вокзала, начальник полиции Ванинского линейного отдела на транспорте, представитель адми-нистрации района, с опозданием пришёл и вскоре ушел Ванинский транспортный прокурор. Но того, кто в первую очередь обязан был держать ответ – представителя Сахалинского морского пароходства -  не было.

Со стороны полиции много было сказано о безопасности, о том, как следует правильно и цивилизованно вести себя пассажирам и о том, что все меры принимаются…
Тут же прозвучал вопрос:
«Мы здесь с 30 июня и нам неоднократно уже говорили, что меры принимаются. Можно узнать, какие конкретно?»
Ответ: «Сейчас подойдет представитель пароходства, она доведет эту информацию…». Но, припоздавшая на встречу, как было сказано, «представитель», ответила, что на самом деле она из морской кассы: «Нам перевозчик доверил продавать билеты, мы просто вынужденно занимаемся этим». 
5

Старшего продавца билетов (она представилась Ольгой Ивановной) тут же спросили: «Почему, если у человека бронь, заранее созванивались, то когда он приезжает, ему не дают билет, чтобы он на вокзале стал полноправным пассажиром,  мог пользоваться бесплатно тем же туалетом? Мы заказали билеты, нам ответили, что должны явиться 3 июля. А в итоге…».

Ольга Ивановна: «Поясняю. В предвкушении того, что будет такое скопление народу, я лично написала письмо и отправила в несколько адресов – генеральному директору Сахалинского морского перевозчика, капитану порта Ванино, капитану порта Холмска, главе администрации Ванинского района.  В этом письме от 11 июня я указывала, что народ неплатежеспособный, что едут на рыбообработку…  В связи с тем, что паромы долго стоят в ожидании груза, начинается скопление народа. Никто на это письмо не прореагировал…  Всё, что я могла от своего имени, я сделала.  Теперь по поводу отправки по брони. Да, я понимаю, что мы приняли перед вами обязательства. Есть здесь много групп, за которые предприятия уже оплатили провоз, то есть мы уже перед вами вообще обязаны и финансово. Например, группа, которая забронировала места на 30 июня. Но дело в том, что когда она приехала, уже началось скопление народа. Мы просили, чтобы кто-то вышел на перевозчика и решил вопрос о дополнительных местах и спасательных средствах. Сейчас этот вопрос вроде бы решается, но как он решится, ничего сказать не могу. По поводу отправки тех, кто заранее забронировал. На сегодняшний день нам удавалось отправить женщин с детьми до 10 лет, инвалидов, дембелей, одиночных пассажиров… Проблема только в том, что перевозчик не успевает вас вывозить. Поезда и автобусы с пассажирами, как шли, так идут, а паром подходит и стоит в ожидании груза… Паромы никогда не были пассажирскими, они всегда были грузовыми  и как это не звучит прискорбно, но пассажиры являются сопутствующим грузом… Сегодня на вокзале 516 человек…».

Задаю Ольге Ивановне вопрос насчет раздачи сухого пайка, как это принято во время задержки рейсов в аэропортах.
- Я не представитель перевозчика, мы касса по продаже билетов, во-первых. Во-вторых, организовывается питание, насколько я знаю, в аэропортах и на вокзалах, тогда, когда у людей есть билеты. У тех, кто ждет паром, билетов на руках ни у кого нет. Единственное, кто имеет, может быть,  право, это тот, кто уже заранее оплатил. Все остальные, ещё никто, они просто гости поселка Ванино. По поводу того, что перевозчик организовывает… Перевозчик – Сахалинское морское пароходство и это в адрес к ним… 

После встречи спрашиваю нескольких пассажиров, есть ли польза от подобного общения? Люди ответили, что всё это слова,  на самом деле, оказалось, спросить не с кого.
…Во второй половине дня в редакцию «Моё побережье» звонки из «Коммерсанта», «Комсомольской правды», «Российской газеты» - после первого репортажа коллеги не остались равнодушными, решили поддержать пассажиров, спрашивают, что изменилось в ситуации. Никакой реакции не последовало с ДВТРК, хотя информацию им скидывала персонально. А первым, как всегда оперативно, репортаж выдал сайт «Дебри-ДВ». От имени пассажиров, всем спасибо!

5 июля. Зеленый свет только грузам…
Перед поездкой на вокзал обязательно - в магазин. От редакции опять набираем продуктов: хлеб, кабачковую икру, куксу, чай, сахар… Не обессудьте люди за скромную поддержку. Главное сейчас, продержаться…

На вокзале обстановка напряженная: оформлен оче-редной рейс, паром уходит, сотни людей опять остаются ждать. Нервы сдают. Кому-то становится плохо, для троих человек вызы-вают «скорую», одну из женщин увозят в больницу. К «скорой» выстраивается очередь, люди хотят измерить давление, получить лекарство, сделать укол...
Приехавшая бригада использовала все имеющиеся в наличии медикаменты и шприцы.  К зданию вокзала подходят еще две «скорые». На одной из них увозят заболевшую, бригада второй тоже начинает оказывать помощь. Дежурная по вокзалу записывает, кто обратился к медикам. В списке уже тридцать человек…

4

Наталья Крикун: «Мы из Биробиджана, четверо суток здесь сидим. Женщину из нашей группы, Светлану Роза сейчас увозит «скорая» помощь, у нее поднялось давление до 240. Сколько можно…»
Олег Иванович Романенко: «Наша группа из Благовещенска. Работодатели на Сахалине нас ждут, так как рыба уже пошла, а мы всё не можем выехать с 1 июля.  Мы ездим уже не первый раз, но с такой задержкой еще ни разу нигде не сталкивались. Вы сами видите, что к «скорым» выстроились люди разных возрастов, женщины и мужчины. Люди почти не спят, кто-то уже без денег на питание, все на нервах, вот и ухудшилось самочувст-вие…».

Елена (фамилию боится говорить «А вдруг, не дай Бог, какие проблемы начнутся») из Амурской области: «У меня претензии к руководству пароходства. Почему такая ситуация создана и почему люди должны страдать?»

Наталья Фесько: «Мы из Благовещенска. В Ванино уже четвертые сутки. Нервы у всех сдают. Сегодня ночью, это с 4 на 5 июля,  на вокзале произошла драка между пассажирами. Поразило, что не было рядом ни одного представителя полиции. Мы сами наводили порядок, можно сказать, выгнали дерущихся на улицу. Во время драки никто в зал ожидания из полиции не пришел. А днем они ходят гуськом друг за другом, тут их очень много… Надо отдать должное сотрудницам полиции отдела по работе с несовершеннолетними. После инцидента на рельсах они прошли по вокзалу, посмотрели,  у кого есть дети. Семь ребятишек повезли куда-то в кафе в Ванино покушать. Там им даже с собой еды дали. Какой ванинский предприниматель помог, мы не знаем, но детей стали кормить…»

Шакиров Улукбек: «Я из Узбекистана. Еду по просьбе земляка  в Южно-Сахалинск за его сыном, который получил очень серьезную травму, у него парализованы ноги.  Буду его сопровождать домой, полетим самолетом, но сейчас не могу выехать на Сахалин. Меня ждет больной человек, а здесь такое…».

Александр Андреевич Карпов: «Мы с ЕАО, здесь третьи сутки, у нас бронь, всё оплачено, но… Что поразительно, нет возможности спросить с перевозчика. Телефоны никто не дает, а представитель перевозчика даже не показывается, хотя он в Ванино есть… Никакой реакции и со стороны сахалинских властей. Как всё было, так и продолжается, «кормят завтраками» каждый день. Надо отдать должное местным жителям. Сегодня пришли в зал ожидания какие-то люди, поставили коробку с куксой и чаем, сказали, кому надо, берите, пользуйтесь. Спасибо за гуманитарную помощь. Дай им Бог здоровья».
…Все отзывы, которые приведены в репортаже с места событий, это самая малость из того, с чем обращаются люди.  Уже девятый час вечера, уже давно возле вокзала ждет вызванное такси, но уехать не могу - даже на выходе опять и опять подходят пассажиры, каждый со своей бедой, со своим вопросом (преувеличивать у меня нет причины, в здании вокзала ведется видеонаблюдение, так что при желании всё это можно увидеть в записи).
…Уже в редакции, прослушивая диктофонные записи, невольно сравниваю. А ведь всё это происходит на территории, которую в своих высоких рапортах чиновники самых разных уровней, сегодня называют транспортным развивающимся узлом, где на самом-то деле, зеленый свет грузам, а люди здесь уже, выходит, никто?
Невольно вспоминаю и некоторые из своих предыдущих репортажей. Про солдат-срочников, которые в ожидании парома, несколько дней, забытые всеми, без еды, мерзли ночами на вокзале лёжа на полу, а днем выходили в поселок и просили у жителей деньги на продукты (и только после выхода фоторепортажа бойцов разместили в казармах и накормили). Про дальнобойщиков, которые неделю жили в своих машинах в ожидании парома, и пока не обратились к журналистам, перевозчику и в голову не пришло оплатить им в гостинице койки…

Подумалось и о сотрудниках Ванинской транспортной полиции,  которые каждый день, можно сказать, под собственным носом, просто наблюдали со стороны, сколько пассажиров скопилось на вокзале и в каких жутких условиях они перебиваются. Но заботу о тех же детях люди в погонах стали почему-то проявлять только после выхода пассажиров на рельсы? Какая-то лицемерная добродетель получается…
  Не совсем понятны и действия сотрудника морской кассы, который, не являясь представителем перевозчика, в то же время рассылает в разные инстанции письма, предупреждая о скоплении народа?  И почему Ванинский ж/д вокзал или бюджет Ванинского района, обязаны нести бремя расходов и создавать условия для приезжающих со всех концов страны пассажиров, которые деньги за перевозку платят (кстати, через ту же морскую кассу)  частной компании?

Непонятна и позиция Ванинской транспортной прокуратуры – годами (!) перевозчик зарабатывает на пассажирах, но ответственности перед ними не несет, так как полноправными, с билетами,  именно пассажирами паромов Сахалинского морского пароходства люди становятся лишь за пару - другую часов до рейса?

6 июля. Утро. Ранний звонок…
Суббота. Ранний звонок. Предприниматель Татьяна Засыпкина из Ванино, прочитав в Интернете репортаж о ситуации на вокзале, спрашивает, как передать для пассажиров продукты питания…  В этот день  Ванинская ЦРБ развернула на вокзале передвижной медпункт - за помощью обратились еще 11 человек...
Татьяна Седых

P.S.  В общей сложности, за 5, 6 и 7 июля медицинскую помощь получили 44 человека. Постоянно в редакцию звонят читатели с предложением о помощи продуктами. К 8 июля большинство пассажиров, наконец, смогли уехать. Но, самое главное, сделает ли перевозчик теперь выводы, или пассажиры, по-прежнему, будут платить за перевозку не только деньгами, но и ценой  своего здоровья?





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments